Пестициды и их действие на человека и окружающую среду

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

-

Полный текст

Стратегия устойчивого развития сельского хозяйства предусматривает совершенствование системы земледелия и предполагает оптимальное применение пестицидов. Пестициды потенциально опасны для здоровья человека [1].
Наиболее опасны пестициды, характеризующиеся хронической токсичностью, которая связана со свой­ством накапливаться во всех цепях питания (вода, растительная и животная пища) — кумулятивностью.
Кумуляция характеризуется накоплением яда в организме в результате неполного разложения и вывода из организма. При функциональной токсичности, характерной для фосфорорганических препаратов, происходит «суммирование эффекта действия», попадая в организм, они «повреждают нервную систему и опасность возрастает при повторных контактах» [2].
Попадание пестицидов в организм человека происходит как при выполнении работ по защите растений, так и через растительную пищу при нарушении регламентов применения. Несмотря на то что пестициды губительны для окружающей среды, их «рациональное использование значительно повышает урожайность сельскохозяйственных культур, поэтому тема пестицидов остра и актуальна в наше время, когда планета находится на грани экологической катастрофы» [3].
Анализ движения пестицидов показал, что в 2020 г. наблюдался резкий скачок роста объема рынка, который составил 22 %. По данным Агентства плодородия в 2021 г. рост рынка химических средств защиты растений (ХСЗР) откатился до среднемировых значений в 5 %. По результатам 2021 г. «объем рынка составил 198 тыс. тонн, что на 5 % больше по сравнению с 2020 годом (188 тыс. тонн). За 5 лет рост рынка составил 31 % с показателя 2017 года в 151 тыс. тонн. Причиной роста рынка ХСЗР является, как и в 2020 году, увеличение стоимости сельскохозяйственной продукции, в особенности на пшеницу. Это позволило направить дополнительные деньги на приобретение пестицидов и агрохимикатов» [4, 5].
Анализом производства пестицидов установлена полная зависимость российского рынка пестицидов от иностранных поставок действующих веществ и препаратов, импортируемых из Китая и Индии. Из-за усиления экологического контроля в Китае было частично «приостановлено производство пестицидов, что привело к дефициту продукции на мировом рынке и росту цен. Несмотря на имеющиеся производственные мощности, возможность российских производителей средств защиты растений полностью обеспечить потребность в пестицидах остается зависимой от импортных действующих веществ» [6, 7].
У химических компаний Российской Федерации отсутствуют «необходимые технологии по производству действующих веществ. Из-за роста цен на импортные пестициды и действующие вещества в стоимостном значении российский рынок производителей и импортеров ХСЗР в 2021 г. вырос на 31 %, до 17 млрд руб. Доля российских производителей ХСЗР в 2021 г. снизилась по сравнению с 2020 г., но остается доминирующей на отечественном рынке — 52 %. Доля продаж отечественных гербицидов снизилась с 70 в 2020 г. до 64 % в 2021 г. В 2021 г. рост рынка продаж гербицидов произошел в основном за счет импортной продукции» [8, 9].
Продолжает снижаться «доля продаж инсектицидов, произведенных в Российской Федерации (с 74 % в 2017 г. до 40 % в 2021 г.). Рост доли продаж пестицидов российского производства зафиксирован только по прочим пестицидам (с 58 % в 2019 г. до 87 % в 2021 г.)» [10].
Пестициды используют при защите сельскохозяйственных культур против вредителей, болезней и сорных растений, их применение резко «снижает потери урожаев сельскохозяйственных культур, сокращает затраты в сельском хозяйстве в 2–3 раза, позволяет ежегодно экономить сельскохозяйственную продукцию на 10…12 млрд руб. Но всегда стоит помнить о рисках и нежелательных эффектах. Лишь немногие страны следят за использованием пестицидов. Все требования принимаются в Директиве Европейского парламента и Совета Европейского союза» [11]. Основным местом скапливания пестицидов является почва, а уже оттуда вредные вещества попадают в растения и окружающую среду.
В рамках реализации поручения Правительства Российской Федерации Россельхознадзор провел мониторинг сельскохозяйственной продукции на содержание остаточных количеств пестицидов во ввозимых кофе и чае.
За июль-сентябрь 2023 г. лабораториями Россельхознадзора было исследовано 290 партий кофе из 22 стран мира и 488 партий чая из 16 стран, в результате в 14 партиях кофе было выявлено содержание остаточных количеств пестицидов. В двух партиях кофе из Индии и Бразилии выявили пестицид Перметрин в 2 и 2,5 раза выше максимально допустимого уровня (МДУ). В 13 партиях обнаружены 7 действующих веществ пестицидов, которые не имеют российских нормативов и не зарегистрированы для использования на территории Российской Федерации.
Такая же ситуация отмечена и при анализе чая на остаточное количество пестицидов. В проанализированных 91 партий чая выявлены 6 нормируемых и 36 ненормируемых российским законодательством действующих веществ пестицидов. Имеются случаи выявления нескольких десятков действующих веществ пестицидов в незначительных количествах в одном образце, подтверждающих факты высокоинтенсивных обработок чая в местах его производства. Одновременное поступление в организм человека незначительных количеств пестицидов разного механизма действия может привести к повышению отрицательного их воздействия за счет синергизма.
В трех партиях чая из Кении, Индии и Китая обнаружены остатки действующего вещества высокотоксичного фосфорорганического пестицида Метидатиона. Он еще производится в Китае, но с 2010 г. он полностью запрещен Федеральным агентством по охране окружающей среды (EPA) США, и в 2011 г. — в Европейском союзе.
По данным Китайского национального центра оценки рисков безопасности пищевых продуктов (Пекин) в 2021 г. в 50 % исследованных образцов растениеводческой продукции выявлялись запрещенные к применению или не имеющие МДУ пестициды. Ранжирование риска обнаруженных пестицидов показало, что Метидатион и Диметоат представляют наибольший риск, так как чрезвычайно высокотоксичны, обладают способностью кумулироваться в организме и вызывать опухоли [12, 13].
В партии индийского чая обнаружены остатки фосфорорганического инсектицида монокротофоса. Монокротофос запрещен в 129 странах мира в связи с доказанной мутагенностью, способностью вызывать мутации в организме человека. Оборот препарата регулируется Роттердамской конвенцией о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле [14, 15].
В партии чая из Китая был выявлен Линдан (хлорорганический пестицид), на который Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях введен международный запрет на использование в сельском хозяйстве.
Оценка риска безопасности выявленных действующих веществ при их повседневном поступлении в пищу с чаем и кофе не может быть полноценно проведена в связи с отсутствием МДУ.
Анализ по выявлению остаточных количеств пестицидов во ввозимой продукции на примере винограда показал, что все обнаруженные вещества не имеют нормативов и у препаратов на их основе истекли сроки действия регистрации в России. Выявленный в свежем винограде пестицид Аметоктрадин (фунгицид из класса триазолов) не нормируется, закончился срок регистрации в России и отсутствует МДУ [15]. Содержание гербицида Бифенил также не нормируется, в почве может храниться до двух лет, не установлен МДУ в винограде. Все обнаруженные пестициды (Метрафенон, Ацетамиприд, Диметоморф, Бупиримат, Дифениламин, Флювалинат и др.) относятся к 2‑му классу опасности для человека и 3‑му классу опасности для пчел. Некоторые из них разлагаются на несколько метаболитов, которых трудно идентифицировать. Виноград используется в пищу в свежем виде без термической обработки, что подтверждает их опасность для человека и необходимость ужесточения контроля за их содержанием и первоочередной разработки МДУ. Действующие вещества и их токсикологическая характеристика подтверждает их токсичность при поступлении в организм человека, особенно детей.
Все вышеуказанные данные подтверждают необходимость оперативного решения вопроса ввоза качественной растениеводческой продукции, особенно потребляемой в пищу в свежем виде. Этот важный показатель для здоровья человека разрабатывается Роспотребнадзором и включается СанПиН 1.2.3685–21. Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.
Для информации, в Российской Федерации, к сожалению, установлено всего 28 нормативов МДУ для чая и 25 — для кофе. В Европейском союзе нормируются МДУ для чая — 498 действующих веществ пестицидов и для кофе — 499.
Анализ показал необходимость урегулирования законодательства в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и разработки МДУ пестицидов, особенно в растениеводческой продукции, которая потребляется в пищу в свежем виде.
Представленные данные обосновывают применение интегрированных систем защиты при производстве растениеводческой продукции и необходимости максимального замещения химических пестицидов биологическими препаратами российского производства в условиях импортозамещения.

×

Об авторах

Виктор Иванович Долженко

ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений»

Email: dolzhenko@iczr.ru
ORCID iD: 0000-0003-4700-0377

доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик РАН, руководитель Центра биологической регламентации

Российская Федерация, 196608, г. Санкт-П етербург, г. Пушкин, ш. Подбельского, д. 3

Антон Павлович Кармазин

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Email: Karmazinap@mail.ru
ORCID iD: 0009-0005-7788-331X

кандидат биологических наук, заместитель руководителя

Российская Федерация, 107996, г. Москва, Орликов переулок, д. 1/11

Тамара Саржановна Астарханова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: astarkhanova-ts@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-1431-9309

доктор сельскохозяйственных наук, профессор, профессор агробиотехнологического департамента аграрно-технологического института

Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-М аклая, д. 8/2

Список литературы

  1. Таланов Г.А. Остатки пестицидов в растениях и продукции животноводства. М., 1977. 55 с.
  2. Горбатов В.С., Тихонов В.В., Астайкина А.А. Проблемы нормирования пестицидов в почве для целей их мониторинга // Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды. Основные результаты и пути развития: тезисы докладов Всерос. науч. конф. М., 2017. С. 681-683.
  3. Горбатов В.С., Кононова Т.В. Структура и формы информации о пестициде // Нива Поволжья. 2011. № 1. С. 17-21.
  4. Liang J.Y., Guo S.S., You C.X., Zhang W.J., Wang C.F., Geng Z.F., Deng Z.W., Du S.S., Zhang J. Chemical Constituents and Insecticidal Activities of Ajania fruticulosa Essential Oil // Chem. Biodivers. 2016. Vol. 13. № 8. P. 1053-1057. doi: 10.1002/cbdv.201500377
  5. ГОСТ 32424-2013. Классификация опасности химической продукции по воздействию на окружающую среду. Основные положения. М.: Стандартинформ. 2014. 14 с.
  6. Кокорева А.А. Экспериментальное исследование и математическое моделирование миграции имидаклоприда в дерново-подзолистых почвах: дис. … канд. биол. наук. М., 2009.
  7. Колупаева В.Н., Горбатов В.С., Спиридонов Ю.Я., Шестаков В.Г. Изучение разложения хлорсульфурона в полевых условиях // Агрохимия. 1992. № 8. С. 105-111.
  8. Колупаева В.Н., Горбатов В.С., Астайкина А.А. Прогноз концентраций пестицидов в почвах с помощью математической модели РEARL и его использование при оценке риска применения пестицидов для почвенных организмов // Агрохимия. 2017. № 2. С. 34-39.
  9. Кутовая О.В. Характеристика гумусовых веществ агродерново-подзолистой почвы и копролитов дождевых червей // Бюллетень Почвенного института им. В.В. Докучаева. 2012. № 69. С. 46-59.
  10. Леонова А.А., Шеин Е.В., Горбатов В.С. Миграция гербицида метрибузина в почве: лизиметрические исследования и моделирование // Почвоведение. 2003. № 6. С. 745-753.
  11. Методы оценки экологической опасности пестицидов при их регистрации: руководство по классификациям экологической опасности пестицидов / под ред. В.С. Горбатова. ВНИИФ, 2010. 17 с.
  12. Мониторинг пестицидов в объектах природной среды Российской Федерации в 2016 году. Обнинск: ФГБНУ «Тайфун»,2017. 74 с.
  13. МУК 4.1.2785-10.4.1 от 24.11.2010 г. Определение остаточных количеств паклобутразола в воде, почве, зеленой массе, семенах и масле рапса методом капиллярной газожидкостной хроматографии.
  14. Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 г. № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».
  15. Соколов М.С., Стрекозов Б.П. Последовательность и некоторые принципы нормирования пестицидов в почве // Химия в сельском хозяйстве. 1975. Т. 13. № 7. С. 63-66.

© Долженко В.И., Кармазин А.П., Астарханова Т.С., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах