Влияние бактериальной контаминации на биологическую полноценность сперматозоидов у хряков
- Авторы: Шмидт А.В.1, Рысцова Е.О.1, Иолчиев Б.С.2, Чубенко Т.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Всероссийский научно-исследовательский институт племенного дела
- Выпуск: Том 19, № 2 (2024)
- Страницы: 383-392
- Раздел: Ветеринария
- URL: https://agrojournal.rudn.ru/agronomy/article/view/20039
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-797X-2024-19-2-383-392
- EDN: https://elibrary.ru/GCKXAE
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Продуктивное долголетие свиноматок приводит к росту производства товарной продукции. Однако более половины выбраковываются после первого опороса вследствие нарушения воспроизводительных качеств под воздействием различных факторов, в т. ч. и инфекционных заболеваний. Источником инфицирования свиноматок может служить семенной материал производителей. Имеются данные о взаимосвязи влияния инфекционных агентов на репродуктивный тракт производителей и воспалительные процессы генеративных органов самок, что приводит к снижению показателей воспроизводства. У самцов контаминация микроорганизмами семявыносящих путей напрямую влияет на качество спермопродукции и функции сперматозоидов, что в свою очередь приводит к выработке антител, активных форм кислорода и фрагментации ДНК. Для изучения влияния бактериальной обсемененности на биологическую полноценность сперматозоидов у хряков-производителей сформировали три группы животных в зависимости от активности сперматозоидов. Для исследования были взяты эякуляты хряков-производителей (n = 46): крупной белой породы, ландраса и породы дюрок. Возраст производителей составил 18…40 месяцев, период проведения январь — декабрь. Для определения качественных и количественных показателей сперматозоидов использовали программу Argus CASA (ArgusSoft, Санкт-Петербург, Россия) на основе CASA-технологии с применением методов однофакторного анализа. Комплексная оценка эякулятов хряков-производителей показала наличие дрожжей и дрожжеподобных грибов (плесени) в 44 % исследуемых образцах, в которых общее количество колониеобразующих микроорганизмов составило 4895 ± 37,5 КОЕ/см3, что в 8,1 раза больше по сравнению с образцами без контаминации, при этом доля сперматозоидов с прогрессивно-подвижным движением ниже на 10 %. В группе с высокой микробной контаминацией (4895 КОЕ/см3) отмечались: ниже в 1,2 раза активность (р < 0,001), выше в 1,7 доля анормальных сперматозоидов (p < 0,001) и в 3,1 раза уровень фрагментации ДНК (p < 0,001). Корреляционный анализ между микробной контаминацией и прогрессивно-подвижными сперматозоидами показал наличие отрицательной двусторонней корреляции r = –0,51 (p < 0,01) и положительной корреляции с аномальной морфологией r = 0,42 (p < 0,05) и фрагментацией ДНК r = 0,56 (p < 0,01). Установлены репродуктивные показатели хряков-производителей в группе с высокой бактериальной обсемененностью: оплодотворяющая способность ниже на 23 %, количество абортов выше в 2,3 раза, частота мертворожденных и мумифицированных поросят в помете выше соответственно в 3 и в 2,5 раза.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Одним из приоритетных направлений развития аграрного сектора для обеспечения продовольственной безопасности России является отрасль свиноводства. По сравнению с предыдущими годами на 5,3 % выросло производство свинины и увеличился в два раза экспорт продукции в страны ЕАЭС. Россия вошла в десятку крупнейших поставщиков свинины на мировой рынок. Основу наращивания и поддержания высоких показателей производства продукции составляют свиноматки и срок их продуктивного использования [1].
Однако, на практике статистический анализ показывает высокую выбраковку свиноматок, до 50 % после первого опороса [1]. К основным причинам выбытия молодых свиноматок относятся заболевания, связанные с высокой продуктивностью, технологией и условиями содержания, а также инфекциями на свинокомплексах. Имеются данные о взаимосвязи влияния инфекционных агентов на репродуктивный тракт производителей и на воспалительные процессы генеративных органов самок, что приводит к снижению показателей воспроизводства [2–4].
Источником воспалительных поражений семявыносящих путей производителей чаще являются микроорганизмы условно-патогенной группы (G+ и G–), которые напрямую влияют на качество спермы [2, 5–8].
Бактериологический скрининг свежеполученной спермы хряков-производителей показывает положительный результат на наличие микроорганизмов: Enterococcus spp (20,5 %), грамотрицательной палочки Stenotrophomonas maltophilia (15,4 %), Alcaligenes xylosoxidans (10,3 %), Serratia marcescens (10,3 %), Escherichia coli (6,4 %), синегнойной палочки Pseudomonas spp (6,4 %), Proteus mirabilis (22,2 %) [3, 5, 9].
С одной стороны, условно-патогенная микрофлора в репродуктивном тракте самца обеспечивает защиту от доступа патогенных микроорганизмов и последующего их проникновения в организм, с другой стороны, при экстремальных условиях число колониеобразующих единиц (КОЕ/мл) увеличивается, условно-патогенная микрофлора становится патогенной и провоцирует к развитию воспалительных процессов в гениталиях [6]. Существует мнение о влиянии токсина семейства Enterobacteriaceae на характер и скорость движения [10] и морфометрические параметры сперматозоидов (дефекты головки, средней части и жгутика) [11, 12].
Известно о влиянии бактериальной контаминации на качество спермы, но единого мнения о пороговом значении 103 микробных КОЕ/мл в их этиологической значимости воспалительного процесса сформировано не полностью 1 [4, 11, 13].
При пороговом значении контаминации спермы 104 общего микробного показателя отмечается преждевременная акросомная реакция [4, 7], обсеменение грамположительными кокками увеличивает агглютинацию сперматозоидов [7, 11], бактерии оказывают повреждающее действие на митохондрии сперматозоидов и синтез АТФ [7, 8, 14].
Воспаление в репродуктивной системе производителей влияет на ухудшение сперматогенеза и функции сперматозоидов, что в свою очередь приводит выработке антител и активных форм кислорода (АФК) и фрагментации ДНК сперматозоидов [7, 14].
Контаминация спермопродукции микробными ассоциациями и дрожжеподобными грибами чаще всего происходит во время забора спермы у животного (нарушение волосяного покрова, гиперемия препуциальной полости, травмы), неудовлетворительные санитарно-гигиенических условия в помещении (загрязнение воздуха в случном манеже) [5, 15], а также во время фасовки и хранения спермы при нарушении порядка и режима лаборатории (грязная лабораторная посуда, инструменты, разбавители, небрежная эквилибрация) [3, 9].
Технологические факторы: стресс, переохлаждение, условия содержания и кормления, травмы — также могут привести к снижению резистентности организма производителей и переходу непатогенной и условно-патогенной микрофлоры в патогенную, обусловливая воспалительные процессы в репродуктивном тракте.
Цель исследования — изучить взаимосвязь между биологической полноценностью сперматозоидов и уровнем контаминации микроорганизмами у хряков-производителей, приводящих к снижению репродуктивных показателей.
Материалы и методы исследования
Объектом исследования были хряки-производители (n = 46) крупной белой породы, ландраса и породы дюрок. Возраст производителей составил 18…40 месяцев. Материалом для исследования были эякуляты, полученные в течение года.
Подвижность и морфологию сперматозоидов определяли в программе Argus CASA (ArgusSoft, Санкт-Петербург, Россия) на основе CASA-технологии. С целью определения фрагментации генетического материала в хроматине использовали метод акридин-оранжевого теста (АО-тест) и флуоресцентной микроскопии. Для оценки состояния акросом применяли метод дифференциального окрашивания. Микробиологической оценки спермы проводили использованием культурального метода. Определяли общее микробное число (КОЕ/см3).
Для создания первичной базы данных использовали Microsoft Office Excel, для статистической обработки полученных результатов — SPSS Statistics 23. Проводили однофакторный и многофакторный дисперсионные анализы.
Результаты исследования и обсуждение
Комплексная оценка эякулятов хряков-производителей из племенного хозяйства показала наличие дрожжей и дрожжеподобных грибов (плесени) в 44 % исследуемых образцов.
В группе образцов с высеянными дрожжами и дрожжеподобными грибами наблюдалось увеличение в 8,1 раз общего количества колониеобразующих микроорганизмов (ОМЧ) до 4895 ± 37,5 КОЕ/см3 и снижение на 10 % количества сперматозоидов с прогрессивно-подвижным движением.
Однофакторный дисперсионный анализ показал влияние микробной контаминации на морфометрические показатели, состояние акросом и активность сперматозоидов в сперме хряков-производителей, коэффициент F составил 144.
Наше исследование показало взаимосвязь между уровнем микробной контаминации и количеством сперматозоидов с прогрессивно-подвижным движением в эякуляте. Для этого сформировали три группы в зависимости от активности сперматозоидов: I группа — менее 77 %, II — от менее 78 % до более 84 % и III — более 85 % (табл. 1).
Таблица 1 Однофакторный анализ качества спермы хряков-производителей в зависимости от общего микробного числа ОМЧ, КОЕ/см3
Показатели | Содержание прогрессивно-подвижных сперматозоидов (PR) | ||
I группа (менее 77 %) (n = 8) | II группа (от < 78 до > 84 %) (n = 17) | III группа (более 85 %) (n = 21) | |
ОМЧ, КОЕ/см3 | 4895,4 ± 333b; c | 620,0 ± 41,1a; c | 587,5 ± 32,4 |
Прогрессивно-подвижные PR, % | 74,8 ± 1,4b; c | 80,67 ± 1,3a; c | 87,8 ± 1,6 |
Анормальная морфология, % | 16,5 ± 0,8b; c | 9,8 ± 0,9 | 10,6 ± 1,3 |
Интактная акросома, % | 68,0 ± 2,7b; c | 76,2 ± 3,2 | 85,4 ± 2,8 |
Примечание. Значимость влияния: р < 0,001.
Table 1. Single-factor analysis of the sperm quality of breeding boars, depending on the total microbial count (TMC), CFU/cm3
Indicator | Progressive motile spermatozoa (PR) content by groups | ||
Group I (< 77 %) (n = 8) | Group II (78–84 %) (n = 17) | Group III (> 85 %) (n = 21) | |
TMC, CFU/cm3 | 4895.4 ± 333b; c | 620.0 ± 41.1a; c | 587.5 ± 32.4 |
Progressive motile PR, % | 74.8 ± 1.4b; c | 80.67 ± 1.3a; c | 87.8 ± 1.6 |
Abnormal morphology, % | 16.5 ± 0.8b; c | 9.8 ± 0.9 | 10.6 ± 1.3 |
Intact acrosome, % | 68.0 ± 2.7b; c | 76.2 ± 3.2 | 85.4 ± 2.8 |
Note. Significance level: р < 0.001.
Как видно из табл. 1 между группами по содержанию микробных КОЕ/см3 имеется статистически достоверная разница.
У хряков-производителей I группы содержание микроорганизмов в эякуляте превышало допустимый уровень и составило 4895 КОЕ/см3, что выше в 7,8 раз по сравнению со II группой и в 8,3 раз — с III группой (р < 0,001), а количество сперматозоидов с прогрессивно-подвижным движением было в 1,2 раза ниже по сравнению с III группой (р < 0,001).
Морфометрический анализ показал высокую частоту встречаемости анормальных сперматозоидов в свежеполученной сперме у производителей в группе с высокими параметрами контаминации — 16,5 %, что в 1,7 раз больше по сравнению со второй группой (620 КОЕ/см3) (р < 0,001).
Целостность акросомы отмечалась выше у хряков третей группы (85,4 %) с высокой активностью, что выше на 25,6 % в отличие от группы с наименьшей активностью (I группа) (р < 0,001).
Корреляционный анализ между микробной контаминацией и прогрессивно-подвижными сперматозоидами показал наличие отрицательной двусторонней корреляции r = –0,51 (р < 0,01). Коэффициент корреляции между микробной контаминацией и аномальной морфологией составил r = 0,42 (р < 0,05) и фрагментацией ДНК r = 0,56 (р < 0,01).
Степень конденсации хроматина сперматозоидов коррелировала с их активностью. Так, индекс фрагментации ДНК в группе с наименьшим титром микроорганизмов (587,5 КОЕ/см3) составил 12,2 % и статистически значимо отличался от группы с высоким титром микроорганизмов (4895 КОЕ/см3). Разница составила 3,1 раза (p < 0,001) (рис.).
Уровень активности и индекс фрагментации ДНК в сперматозоидах хряков-производителей
Источник: выполнено А.В. Шмидт, Е.О. Рысцова, Б.С. Иолчиев, Т.В. Чубенко
Sperm activity level and DNA fragmentation index in boars-producers
Source: created by A.V. Schmidt, E.O. Rystsova, B.S. Iolchiev, T.V. Chubenko
Наше исследование показало, что фрагментация ДНК сперматозоидов в группе с высоким титром микроорганизмов статистически отличалась от таковой в группе с наименьшей контаминацией.
Целостность ДНК сперматозоидов — один из факторов, влияющих на фертильность, эмбриональное развитие и частоту эмбриональной смертности, что очень актуально для отрасли свиноводства.
Высокая бактериальная обсемененность сперматозоидов оказала влияние на показатели воспроизводства у хряков-производителей (табл. 2).
Таблица 2. Воспроизводительные показатели хряков-производителей с разной степенью бактериальной обсемененности
Показатели | Содержание ОМЧ в сперматозоидах по группам, КОЕ/см3 | ||
I группа 4895 | II группа 620 | III группа 587 | |
Оплодотворяющая способность хряка, % | 72 ± 5,6 | 84 ± 4,7 | 89 ± 3,6* |
Абортировало, % | 4,2 ± 0,3 | 2,6 ± 0,8 | 1,8 ± 0,4 |
Мертворожденных, % | 7,2 ± 0,8 | 3,2 ± 0,6 | 2,8 ± 0,4 |
Мумифицированные поросята, % | 2,4 ± 0,1 | 1,2 ± 0,1 | 0,8 ± 0,1 |
Примечание. Значимость влияния *— p < 0,05.
Table 2. Reproductive indicators of breeding boars with different bacterial contamination
Indicator | TMC content in sperm by groups, CFU/cm3 | ||
Group I 4895 | Group II 620 | Group III 587 | |
Boar fertilizing ability, % | 72 ± 5.6 | 84 ± 4.7 | 89 ± 3.6* |
Abortions, % | 4.2 ± 0.3 | 2.6 ± 0.8 | 1.8 ± 0.4 |
Stillbirths, % | 7.2 ± 0.8 | 3.2 ± 0.6 | 2.8 ± 0.4 |
Mummified piglets, % | 2.4 ± 0.1 | 1.2 ± 0.1 | 0.8 ± 0.1 |
Note. Significance level: * — р < 0.05.
Оплодотворяющая способность в группе хряков-производителей с высоким содержанием общего микробного числа (I группа) в эякуляте составила 72 %, что ниже на 23 % по сравнению с группой хряков-производителей с низким содержанием (III группа) (p < 0,05).
Отмечена частота абортов от хряков-производителей I группы в 2,3 выше по сравнению с III группой и 1,6 раз со II группой.
В свою очередь, число мертворожденных и мумифицированных поросят в помете хряков-производителей с высоким содержанием микроорганизмов (I группа) составила 7,2 и 2,4 %, что соответственно в 2,5 и 3 раза выше по сравнению с хряками-производителями, у которых содержание микроорганизмов было (587,5 КОЕ/см3).
Заключение
Настоящее исследование продемонстрировало в группе хряков-производителей с высокой микробной контаминацией снижение подвижности сперматозоидов, а также наличие корреляционной связи с дефектом морфологии и целостностью ДНК. Эти данные согласуются с исследованиями других авторов о негативном влиянии бактериальной контаминации на структуру, жизнеспособность и фрагментацию ДНК в сперматозоидах производителей, снижающем качество семенного материала и их воспроизводительные показатели.
Таким образом, микробное загрязнение, особенно дрожжи и дрожжеподобные грибы, оказывает влияние на биологическую полноценность сперматозоидов и снижает репродуктивный потенциал хряков-производителей.
1 ГОСТ 33827-2016. Средства воспроизводства. Сперма хряков свежеполученная разбавленная. М.: Стандартинформ, 2016. 4 с.
Об авторах
Анна Валиевна Шмидт
Российский университет дружбы народов
Email: anna74@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-8108-7149
SPIN-код: 3935-6526
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены
Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Екатерина Олеговна Рысцова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: rystsova_eo@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0002-0516-6056
SPIN-код: 2027-4235
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент департамента ветеринарной медицины аграрно-технологического института
Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Байлар Садраддинович Иолчиев
Всероссийский научно-исследовательский институт племенного дела
Email: baylar2@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5386-7263
SPIN-код: 3881-6813
доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории биологии воспроизведения сельскохозяйственных животных
Российская Федерация, 141212, Московская обл., г. Пушкино, п. Лесные ПоляныТамара Владимировна Чубенко
Российский университет дружбы народов
Email: 1032201888@pfur.ru
ORCID iD: 0009-0009-3800-7201
SPIN-код: 2069-3501
студент департамента ветеринарной медицины аграрно-технологического института
Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Ковалев Ю. Развитие свиноводства в ближайшей перспективе // Комбикорма. 2023. № 7–8. С. 2–4.
- Насибов М.Н., Аминова А.Л., Рамеев Т.В. Спермопродукция хряков крупной белой породы, используемых для репродукции // Вестник БГАУ. 2015. № 4. С. 60–61.
- Althouse G.C., Lu K.G. Bacteriospermia in extended porcine semen // Theriogenology. 2005. Vol. 63. № 2. Р. 573–584. doi: 10.1016/j.theriogenology.2004.09.031
- Tvrdá Е., Ďuračka М., Benko F., Lukáč N. Bacteriospermia — A formidable player in male subfertility // Open Life Sciences. 2022. Vol. 17. Р. 1001–1029. doi: 10.1515/biol-2022-0097
- Барзыкина С.Н., Борунова С.М., Назимкина С.Ф. Микробные ассоциации в эякуляте хряков--производителей // Актуальные проблемы ветеринарной медицины, зоотехнии, биотехнологии и экспертизы сырья и продуктов животного происхождения: сб. трудов науч.-практ. конфер. М.: Сельскохозяйственные технологии, 2022. С. 141–142.
- Чемезов А.П., Вой¬това О.О., Выборова И.С., Дружинина Е.Б., Мыльникова Ю.В., Мащакевич Л.И. Неспецифические воспалительные процессы урогенитального тракта у мужчин // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2010. № 6 (76). С. 88–90.
- Berger G.K., Smith-¬Harrison L.I., Sandlow J.I. Sperm agglutination: Prevalence and contributory factors // Andrologia. 2019. Vol. 51. No. 5. e13254. doi: 10.1111/and.13254
- Eini F., Kutenaei M.A., Zareei F., Dastjerdi Z.S., Shirzeyli M.H., Salehi E. Effect of bacterial infection on sperm quality and DNA fragmentation in subfertile men with Leukocytospermia // BMC Molecular and Cell Biology. 2021. Vol. 22. № 42. doi: 10.1186/s12860-021-00380-8
- Нарижный А.Г., Анисимов А.Г. Биологическая полноценность разбавителя для спермы хряков в зависимости от сроков хранения и упаковочного материала // Вестник УГСХА. 2014. № 2 (26). С. 89–92.
- Prabha V., Sandhu R., Kaur S., Kaur K., Sarwal A., Mavuduru R.S., Shravan K.S. Mechanism of sperm immobilization by Escherichia coli // Advances in Urology. 2010. Vol. 1. 240268. doi: 10.1155/2010/240268
- Смирнов М.В., Годовалов А.П., Быкова Л.П. Изучение показателей сперматозоидов, полученных из спермы с микробной обсемененностью // Молодежный инновационный вестник. 2015. Т. IV. С. 178.
- Ďuračka M., Belić L., Tokárová K., Žiarovská J., Kačániová M., Lukáč N., Tvrdá E. Bacterial communities in bovine ejaculates and their impact on the semen quality // Syst Biol Reprod Med. 2021. Vol. 67. No. 6. Р. 438–449. doi: 10.1080/19396368.2021.1958028
- Пархоменко Ю.С., Чернышова И.С., Копытина К.О., Волкова И.В., Рожкова И.Н., Семенова Е.В., Масютина О.Н., Затонская Л.С. Изучение контаминации нативной и разбавленной спермы хряков микроорганизмами и чувствительности их к антибактериальным препаратам // Ветеринарный фармакологический вестник. 2018. № 1. С. 79–82. doi: 10.17238/issn2541-8203.2018.1.79
- Agarwal A., Rana M., Qiu E., AlBunni H., Bui A.D., Henkel R. Role of oxidative stress, infection and inflammation in male infertility // Andrologia. 2018. Vol. 50. No. 11. e13126. doi: 10.1111/and.13126
- Боранбаев А.В. Микробиологические показатели спермы морала, отобранной в панторезном станке после криоконсервации // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2019. № 3 (173). С. 107–110.