Модель мониторинга нефтяного загрязнения почвы и его прекращения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Оценка влияния хозяйственной деятельности нефтедобывающего комплекса России на загрязнение земель способствует принятию эволюционных управленческих решений. В нефтяном комплексе промышленное загрязнение отрицательно сказывается на флоре и фауне, поэтому необходимо определить уровень воздействия, степень его опасности, место заражения. Нужен системный подход. При изучении экологической среды важно учитывать наличие рисковых ситуаций и стохастических необратимых изменений. Идентификация характера и типа загрязнения почвы нефтепродуктами должна проводиться с использованием высокотехнологичного инструментария, интеллектуальных процедур. Рассмотрены моделирование ситуации загрязнения почв, прогнозирование и идентификация нефтяных загрязнений, также подмодель оптимального прекращения мониторинга. Прекращение наблюдений за оптимизацией окружающей среды приведет к снижению затрат на наблюдение, поскольку мониторинг загрязненной нефтепродуктами окружающей среды является дорогостоящим и сложным технологическим механизмом, часто требующим спутниковых данных. Предлагаемый алгоритм моделирования и системного анализа основан на ситуационном моделировании. Эволюционное моделирование позволяет адаптировать процедуру (методологию) прогнозирования и оценки к факторам риска окружающей среды. Это повышает точность (формализация и доказательность) и полноту выводов, оперативность анализа ситуации, что влияет на управляемость риска как для нефтяного комплекса, так и для отдельного предприятия отрасли. Результаты работы могут быть использованы для разработки программных средств, в частности экспертных и прогнозных систем. Ситуационные модели необходимы, когда нефтяные компании решают многокритериальные и многофакторные задачи принятия решений.

Полный текст

Введение

Задача экологической чистоты производственной инфраструктуры хозяйствующих субъектов в добыче нефти, нефтяной промышленности — весьма актуальна. Требования экологических служб, нормативов следует соблюдать, иначе можно столкнуться не только с издержками предприятий, ликвидацией ущерба, но и воздействием вредоносных загрязнителей на население, экологическую среду.

Проблема мониторинга почвенных нефтяных загрязнений актуальна для такой крупной нефтедобывающей страны, как Россия. Дистанционному зондированию почвы, мониторингу и моделированию уделяется много внимания, в т. ч. спутниковому, с применением БПЛА или высокоточных датчиков для облучения поверхности почвы и последующего анализа данных [1—6] и др.

Методы и процессы экологически грамотного функционирования нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий часто сложны, требуют сложно реализуемого (даже если и эффективного) мониторинга для обеспечения экологически допустимых параметров среды. Они ориентированы на общие издержки и общую прибыль (предельные доходы и издержки).

Современный экомониторинг — совокупность высокоинформативных и высокотехнологических и методических мер, процедур организации и проведения наблюдения, оценки (прогноза) текущей ситуации в заданной экосреде.

Цель исследования — изучение состояния, техногенного воздействия, загрязнения (с выявлением причин, источников), ущерба и нагрузки на среду, идентификация параметров и факторов, необходимых для карт (ГИС), например, по аномалиям и ЧС, для оперативного, автоматизированного контроля и классификации типов загрязнения, регистрации и наблюдения.

Материалы и методы исследований

Релевантный инструментарий — прогнозирование и моделирование, не требующее сложного мониторинга, позволяющее управлять системными процессами нефтяного предприятия [7].

Пусть на предприятии нефтедобычи идет загрязнение почвы около рабочей (производственной) территории. Рассмотрим векторы концентраций загрязняющих факторов — x=(x1,x2,...,xn){x=(x_1,x_2,...,x_n)} и воздействия загрязнителей (ПДК) —  y=(y1,y2,...,yn){y=(y_1,y_2,...,y_n)}, причем xiyi{x_i \le y_i}, i=1,2,...,n{i=1,2,...,n}. Учитываем эффективность влияния полютанта на загрязненность:

R=i=1nxiyi,{R= \displaystyle \sum_{i=1}^n \dfrac{x_i}{y_i},}

а также эффект их «суммарного» воздействия — усиления токсических характеристик загрязнения, способность к биоаккумуляции (усиления) или, наоборот, трансформации (ослабления).

Несмотря на прогрессивность применения дистанционных методов, мониторинг на основе даже высокоточного инструментария (например, спутникового зондирования [8]) осложняется высокой стоимостью проведения и избыточностью обрабатываемой информации. Ни от первого, ни от второго фактора избавиться при достаточных критериях качества идентификации загрязнений не удается.

Одним из приемлемых (с точки зрения принятых критериев адекватности и эффективности) решений является инфологическое, технологическое использование Big Data [9], Data Mining [10] и других интеллектуальных систем анализа объемной информации, их селекции по информативности.

Другое решение — математическое, оптимальное прекращение мониторинговых мероприятий, без достижения «уровня нерентабельности мониторинговых исследований». Рассмотрим примеры обоих подходов.

Результаты исследования и обсуждения

Подход, ориентированный на Big Data и Data Mining. При подобном подходе формируем Big Data, используя базы данных, например, загрязнителей (нефть и ее производные — бензин, дизельное топливо, керосин и др.), диапазонов изменений экспериментальных данных и предварительного статистического анализа [11]. Далее работают процедуры Data Mining: извлекается необходимая сигнальная информация, осуществляется нормировка и фильтрация данных, сравнение и анализ реальных сигналов с пороговыми значениями.

Для идентификации типа и вреда конкретного загрязнителя используется релевантное значение a1{a_1} результатов мониторинговых исследований и сравнение его близости к «эталонному» значению a2{a_2}. В качестве меры близости и пространства сходимости можно выбрать различные функционалы и пространства.

Например, для евклидового нормированного пространства можно использовать показатель интенсивности i(a){i(a)} отражения спутникового сигнала от загрязнителя (по Big Data) и аналогичное нормированное значение  I(λ){I(\lambda)} для незагрязненной поверхности, а в качестве метрики —

ρ(a1,a2)= |i(a2)i(a1)- I(a2)I(a1)|.{{\rho(a_1,a_2)} =  | \dfrac{i(a_2)}{i(a_1)} -  \dfrac{I(a_2)}{I(a_1)} |.}

Критерий близости (идентификации) — максимизация минимального (по эталонам базы) значения ρ(a1,a2){\rho(a_1,a_2)}:

F(ai,aj)maxij(minm,k(ρmk(a1,a2))),{{F(a_i,a_j)} \Rightarrow \max_{ij} (\min_{m,k} ({\rho_{mk} (a_1,a_2)})) ,}

где

ρmk(a1,a2)= |im(a2)im(a1)- Ik(a2)Ik(a1)|,{{\rho_{mk} (a_1,a_2)} =  | \dfrac{i^m(a_2)}{i^m(a_1)} -  \dfrac{I^k(a_2)}{I^k(a_1)} |,}

mm — вид нефтепродукта-загрязнителя;  kk — тип загрязняемой почвы.

Кроме вышеприведенного критерия близости загрязнителя к эталонному, отслеживается и критерий инструментальной точности, например, сигнал должен превышать значительно «шумы» («белый шум») измерений (правило «трех сигм»):

im(a2),im(a1),Ik(a2),Ik(a1)>3σ,{ i^m(a_2),i^m(a_1), I^k(a_2),I^k(a_1) > 3\sigma,}

где  σ\sigma — среднеквадратичное значение «шума» регистратора.

Интегрируя оба критерия, можно предложить предикатное тело процедуры идентификации:

1) если пороговые значения I* удовлетворяют условию

|I*(a2)I*(a1)||I(a2)I(a1)|,{ |\dfrac{I^*(a_2)}{I^*(a_1)}| \ge |\dfrac{I(a_2)}{I(a_1)}| ,}

то выбирается решение о загрязнении почвы;

2) если же выполнено условие

|I*(a2)I*(a1)|<|I(a2)I(a1)|,{ |\dfrac{I^*(a_2)}{I^*(a_1)}| < |\dfrac{I(a_2)}{I(a_1)}| ,}

то выбирается решение об отсутствии загрязнения.

Возможны и другие процедуры (критерии выбора решения), в т. ч. для идентификации загрязнения водной поверхности [12, 13].

Проблема прекращения наблюдений и ее решение. Важно определиться: когда и сколько времени проводить мониторинг, особенно с учетом стохастики процесса.

Пусть наблюдения можно описать марковскими цепями, определенными на множестве K={1,2,...,k}{K=\{1,2,...,k\}}, имеющими матрицу переходных вероятностей P=Pij{P=\|P_{ij}\|}, i=1,2,...,k{i=1,2,...,k}. Она определяема статистической обработкой данных. Задаем функции f(i){f(i)} выигрыша, если в состоянии ii прекращаются наблюдения за состоянием среды.

Оптимальное состояние остановки наблюдений удовлетворяет [13, 14] соотношению

v(i)=max{f(i)-c(i)+j=1k Pijv(j)},{ v(i) = max \{f(i) - c(i) + \sum_{j=1}^k  P_{ij} v(j)\},}

где v(i){v(i)} — функция цены (продолжения-остановки), i=1,2,...,k{i=1,2,...,k}.

Данное рекуррентное соотношение может привести к оптимальному состоянию методом последовательных приближений:

v0(i)=f(i),i=1,2,...,k,{ v_0(i) = f(i), i=1,2,...,k,}

vn(i)=max{f(i)-c(i)+j=1k Pijvn-1(j)},{ {v_n(i)} = max \{ {{f(i)} - {c(i)} + \displaystyle \sum_{j=1}^k  P_{ij} {v_{n-1}(j)}}\},}   n1{n \ge 1}.

Эти приближения сходятся, не убывая, к v(i){v(i)}.

Задача эквивалентна задаче линейного программирования:

minvij=1kdivi,{ \min_{v_i} \sum_{j=1}^k d_i v_i,}

vif(i){ v_i \ge f(i) }, vi-c(i)+j=1kPijvi{ v_i \ge -c(i)+\sum_{j=1}^k P_{ij} v_i}, di0{ d_i \ge 0},   iK{ i \in K}.

Пусть c=(c1,c2,...,ck){c=(c_1,c_2,...,c_k)} — вектор стоимостей, фиксированных априори наблюдениями (экспертами). Тогда наблюдению ll соответствует марковская цепь xn(l){x_n^{(l)}} с матрицей переходных вероятностей:

Pn(l)=Pij(l){ P_n^{(l)} = \| P_{ij}^{(l)} \|}i,j=1,2,...,k{i,j=1,2,...,k}, l=1,2,...,L{l=1,2,...,L}.

Если задается функция f(i){f(i)} — выигрыш при остановке наблюдений в состоянии ii, то цена v(i){v(i)}удовлетворяет соотношению

vn(i)=max{f(i),max1lL(-ci+j=1k Pij(l)vn-1(j))},{ {v_n(i)} = max \{ {f(i)}, \max_{1\le l \le L} ({-c_i + \displaystyle \sum_{j=1}^k  P_{ij}^{(l)} {v_{n-1}(j)}} ) \},}   iK{i \in K}, n1{n \ge 1}.

В состояниях из множества

I={i:iE,v(i)=-cl+j=1kPij(l)v(j)}{ I= \{ { i: i \in E, {v(i)} = -c_l + \displaystyle \sum_{j=1}^k P_{ij}^{(l)} {v(j)} } \} }.

следует использовать наблюдение ll-го типа.

Оптимум может находиться по времени или суммарной выгоде (продолжения/ прекращения) наблюдений.

Это аналог задачи оптимизации получения максимального дохода за единицу времени. Можно перебирать поочередно все состояния марковского процесса в качестве начального состояния, сравнивать доходы, выбирать наибольшие (наилучшие) из них. В каждый момент времени решается проблема выбора: продолжать-останавливать наблюдения?

Факторы, влияющие на выигрыш, динамически и стохастически меняются, учитываются в переходных вероятностях при статистическом анализе с использованием технического инструментария конкретного мониторинга [15].

Выводы

В странах с развитым гео- и экомониторингом используют множество ГИС различного назначения и «мощности», электронные карты, компьютерные модели и интеллектуальные системы дистанционного зондирования, динамического картографирования состояния среды. Решаются задачи оптимизации инженерно-технической защиты.

Алгоритмическая структура, логичность мониторинговой системы определяет точность оценок геосреды. Например, используя метод эволюционного стохастического моделирования, можно упростить процедуры обработки данных, повысить оперативность принятия решения. Рассмотрение моделей таких задач — актуальная проблема.

×

Об авторах

Светлана Евгеньевна Германова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: germanova-se@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-2601-6740

старший преподаватель департамента техносферной безопасности Аграрно-технологического института

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Татьяна Валерьевна Дрёмова

Российский университет дружбы народов

Email: dremova-tv@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-5584-5321

старший преподаватель департамента техносферной безопасности Аграрно-технологического института

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Вадим Геннадьевич Плющиков

Российский университет дружбы народов

Email: pliushchikov-vg@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-2057-4602

доктор сельскохозяйственных наук, профессор, директор департамента техносферной безопасности Аграрно-технологического института

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Трофимов С.Я., Аммосова Я.М., Орлов Д.С. Влияние нефти на почвенный покров и проблема создания нормативной базы по влиянию нефтезагрязнений на почвы // Вестник Московского университета. Серия 17. Почвоведение. 2000. № 2. С. 30-34.
  2. Куликов О.В. Техногенные загрязнения нефтепродуктами почв и водных объектов // Бурение и нефть. 2002. № 12. С. 24-27.
  3. Дерябин А.Н., Унгуряну Т.Н., Бузинов Р.В. Риск здоровью населения, связанный с экспозицией химических веществ почвы // Анализ риска здоровью. 2019. № 3. С. 18-25.
  4. Germanova S.E., Ryzhova T.A., Kocheva M.V., Fedorova T.A., Petukhov N.V. Situational modelling of oil pollution risks monitored by distributed monitoring // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9. No. 25. Pp. 44-48.
  5. Васильев А.В., Быков Д.Е., Пименов А.А. Экологический мониторинг загрязнения почвы нефтесодержащими отходами // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 4. С. 269-272.
  6. Калицев Д.М. Модель загрязнения зоны ответственности производственной инфраструктуры нефтегазового предприятия // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 2. № 11. С. 290-292.
  7. Глухова Л.В., Казиев В.М., Казиева Б.В. Системные правила финансового контроля и управления инновационными бизнес-процессами предприятия // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2018. Т. 2. № 1. С. 118-126.
  8. Тимофеев Ю.М., Березин И.А., Виролайнен Я.А., Макарова М.В., Никитенко А.А. Анализ мезомасштабных вариаций содержания углекислого газа вблизи Москвы по спутниковым данным // Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса. 2019. Т. 16. № 4. С. 263-270.
  9. Chen Sh.H., Yu T. Big Data in Computational Social Sciences and Humanities: An Introduction // Big Data in Computational Social Science and Humanities. Computational Social Sciences. Springer, Cham., 2018. Pp. 1-25. doi: 10.1007/978-3-319-95465-3_1
  10. Михеева Т.И. Data Mining в геоинформационных технологиях // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Технические науки. 2006. № 41. С. 96-99.
  11. Абрамов Н.С., Макаров Д.А., Талалаев А.А., Фраленко В.П. Современные методы интеллектуальной обработки данных ДЗЗ // Программные системы: теория и приложения. 2018. Т. 9. № 4(39). С. 417-442.
  12. Федотов Д.В., Белов М.Л., Матросова О.А., Городничев В.А., Козинцев В.И. Метод обнаружения нефтяных загрязнений на водной поверхности, основанный на регистрации флуоресцентного излучения в двух узких спектральных диапазонах // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Серия: Приборостроение. 2010. № 2. С. 39-47.
  13. Белов М.Л., Штейнгарт А.Д., Матросова О.А., Городничев В.А. Лазерный флуоресцентный метод мониторинга утечек из нефтепроводов, использующий нейросетевой алгоритм // Наука и образование. 2014. № 1. С. 55-69.
  14. Федотов Ю.В, Матросова О.А., Белов М.Л., Городничев В.А. Метод обнаружения нефтяных загрязнений на земной поверхности, основанный на регистрации флуоресцентного излучения в трех узких спектральных диапазонах // Оптика атмосферы и океана. 2013. Т. 26. № 3. С. 208-212.
  15. Крапивин В.Ф., Мкртчян Ф.А. Эффективность мониторинговых систем обнаружения // Экологические системы и приборы. 2002. № 6. С. 3-5.

© Германова С.Е., Дрёмова Т.В., Плющиков В.Г., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах