Food security in the Russian Federation: realization of domestic demands amid export opportunities expansion

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The research is devoted to the issues of ensuring food security of the Russian Federation and its strategic priorities of development. The regulatory and legal framework that determines the processes of organizing and ensuring food security was studied. The current state of food resources of Russia and its food balances were discussed. The level of self-sufficiency of the country in agricultural and food products was assessed. The volumes of agricultural production in farms of all categories both in the segment of livestock production and crop production were given. The dynamics of changes in the index of agricultural production was shown, the possibilities of increasing trade in certain types of agricultural goods and foodstuffs in Russia were determined. Special attention was paid to the issues of achieving technological independence of the Russian Federation, namely, the development of domestic breeding base in order to obtain its own cultivars and hybrids necessary to increase the level of crop yields and the development of livestock breeding was of particular importance. Moreover, the research contains the indicators of self-sufficiency level by key types of food in 2019-2023 as well as indicators inherent in federal districts of Russia amid numerous foreign restrictions. In conclusion, it was noted that in Russia there are conditions contributing to agricultural sector development and responding to modern challenges.

Full Text

Введение

Ликвидация проблемы голода и обеспечение продовольственной безопасности (ПБ) рассматриваются в качестве ключевых задач в области устойчивого развития, зафиксированных ООН на период до 2030 г.[1] В нынешней ситуации достижение данной цели сдерживается целым комплексом факторов, которые негативно влияют на мировую систему продовольствия [2]. В этих условиях вопрос совершенствования собственной стратегии в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и разработки инструментов защиты внутреннего рынка продовольствия приобретает особую актуальность для РФ.

Необходимо отметить, что первая Доктрина продовольственной безопасности РФ была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120 (утратил силу), вторая — Указом Президента РФ от 21.01.2020 г. № 20 [3] с последующими изменениями в марте 2025 г. Важность разработки нового варианта обусловило появление угроз и рисков ПБ, напрямую связанных с беспрецедентными экономическими санкциями, введенными большинством крупных западных стран в отношении России, вступлением во Всемирную торговую организацию и усиливающимися интеграционными процессами стран-членов ЕАЭС.

Устойчивая работа АПК — это не только бесперебойное обеспечение производства продуктов питания, но также технологическая и ресурсная независимость в таких вопросах, как сельскохозяйственная техника, развитие собственной селекционной базы, наличие необходимых для животноводства ветеринарах препаратов и др. С этой точки зрения становятся важными дальнейшее развитие политики импортзамещения и реализация всесторонней государственной поддержки для фермерских хозяйств и агропредприятий с целью минимизации зависимости от зарубежных поставок, особенно в условиях внешних ограничений, которые вносят дополнительные сложности в логистические и финансовые операции.

Цель исследования — изучить условия реализации внутренних потребностей в сфере продовольствия на фоне расширения экспортных возможностей с учетом действующих стратегических документов.

Материалы и методы исследования

Основным материалом для исследований послужили стратегические, программные и нормативные документы Российской Федерации в сфере АПК. Использовались фактологические, статистические, аналитические и иные данные, характеризующие текущее состояние продовольственных ресурсов РФ и ее продовольственные балансы. Проведен анализ всесторонней поддержки сельхозпредприятиям в части компенсации затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках.

Методологическую базу исследования составили системный, институциональный подходы к анализу ПБ России и политики ее обеспечения. Применялись такие общенаучные методы познания, как экономико-статистический и логический анализ, синтез, прогностический, сравнительно-сопоставительный методы. Кроме того, в работе использовался экономико-статистический подход, который позволил изучить текущий баланс продовольственных ресурсов, объемы реализации сельскохозяйственной продукции, динамику изменения индекса и объемов производства продукции растениеводства и животноводства в хозяйствах всех категорий, а также оценку по целевым индикаторам, которые установлены в соответствующих стратегических документах и планах в сфере продовольствия.

Результаты исследования и обсуждение

Согласно данным Росстата (рис. 1), в 2024 г. объемы производства сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий в РФ составили 8902,9 млрд р., что стало на +4 % в сравнении с предыдущим годом, причем рост наблюдался в сегменте производства животноводческой продукции —  с 3245,6 млрд р. до 4195,8 млрд р. в 2021–2024 г., тогда как в сфере растениеводства произошел спад с 4945,6 до 4707,1 млрд р. в 2022–2024 гг.[4]

 

Рис. 1. Объемы производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий
Источник: составлено В.Н. Поповой, В.Н. Живаловым на основе данных Росстата [5].

Fig. 1. Agricultural production volumes in farms of all categories
Source: compiled by V.N. Popova, V.N. Zhivalov based on Federal State Statistics Service5.

Сельскохозяйственные организации в структуре сельхозпродукции по категориям хозяйств РФ в 2024 г. составили более 60 %, тогда как на хозяйства населения и фермерство пришлось 25 и 14 % соответственно [6]. В 2021–2023 гг. индекс производства сельхозпродукции демонстрировал спад и в 2024 г. достиг 96,8 %, что стало на 3 % меньше в сравнении с показателем прошлого года [1, 2].

Согласно данным Росстата [7], показатель валового сбора зерна в 2023 г. в хозяйствах всех категорий имел самое высокое значение по сравнению с показателями другой продукцией растениеводства — более 100 млн т, валовые сборы сахарной свеклы и семян подсолнечника составили примерно 48 и 15 млн т соответственно, при этом показатели демонстрировали стабильный рост с 2021 г. — на 37 и 9,4 % соответственно [8]. Наименьший показатель в части сбора продуктов растениеводства в 2023 г. наблюдался у овощей и картофеля — 7,3 и 6,5 тыс. т (рис. 2, табл. 1). Несмотря на то, что овощная продукция на фоне остальной продукции растениеводства демонстрировала по валовому сбору низкий показатель роста, в 2020–2023 гг. в данном сегменте была зафиксирована тенденция роста, особенно в части производства овощей как в открытом грунте, так и в теплицах [1, 3]. 

 Рис. 2. Динамика изменения индекса производства сельскохозяйственной продукции, %
Источник: составлено В.Н. Поповой, В.Н. Живаловым по данным Росстата [9].

Fig. 2. Dynamics of changes in the agricultural production index, %
  Source: compiled by V.N. Popova, V.N. Zhivalov based on Federal State Statistics Service9.

Таблица 1
Производство основных видов продуктов растениеводства  в хозяйствах всех категорий в 2020–2023 г., тыс. т

Продукт

2020

2021

2022

2023

Зерно

97342

90123

96653

108734,56

Сахарная свекла

34792

38377

41194

47992

Семена подсолнечника

13417

11272

12660

14690

Картофель

6551

5975

6172

6531

Овощи

6591

6916

6911

7310

Источник: составлено В.Н. Поповой, В.Н. Живаловым на основе данных Росстата[10].

Table 1
Production of the main types of crop products in farms  of all categories in 2020–2023, thousand tons

Product

2020

2021

2022

2023

Grain

97342

90123

96653

108734.56

Sugar beet

34792

38377

41194

47992

Sunflower seeds

13417

11272

12660

14690

Potatoes

6551

5975

6172

6531

Vegetables

6591

6916

6911

7310

Source: compiled by V.N. Popova, V.N. Zhivalov based on Federal State Statistics Service10.

 Положительная динамика 2020–2023 гг. в производстве животноводческой продукции наблюдалась в части реализации мяса птицы и свинины с ростом с 2021 г. на 7,7 и 13,3 % соответственно [11].

В 2023 г. общий объем производства животноводческой продукции в части скота и птицы (в живом весе) составил 15,5 тыс. т, молока — 25,8 млн т, яиц — 36,6 млрд шт. (рис. 3, табл. 2).

 Таблица 2
Производство основных продуктов животноводства в хозяйствах всех категорий, тыс. т

Продукт

2020

2021

2022

2023

Скот и птица (в живом весе)

14106

14366

14785

15356

в т. ч.

 

 

 

 

крупный рогатый скот

2255

2315

2244

2323

свиньи

5159

5224

5551

5846

овцы и козы

284

288

283

286

птица

6339

6471

6640

6830

Молоко, млн т

23,5

23,8

24,6

25,8

Яйца, млрд шт.

34,9

34,3

36,3

36,6

Шерсть

29,3

30,9

27,7

44,1

Мед

31,6

27,4

29,4

30,3

Источник: составлено В.Н. Поповой, В.Н. Живаловым на основе данных Росстата [12].

Table 2
Production of basic livestock products in farms of all categories, thousand tons

Product

2020

2021

2022

2023

Livestock and poultry (in live weight)

14106

14366

14785

15356

including:

 

 

 

 

cattle

2255

2315

2244

2323

pigs

5159

5224

5551

5846

sheep and goats

284

288

283

286

birds

6339

6471

6640

6830

Milk, mln t

23.5

23.8

24.6

25.8

Eggs, blns (quantity)

34.9

34.3

36.3

36.6

Wool

29.3

30.9

27.7

44.1

Honey

31.6

27.4

29.4

30.3

Source: compiled by V.N. Popova, V.N. Zhivalov based on Federal State Statistics Service12.

Рис. 3. Структура производства основных продуктов животноводства по категориям хозяйств, % от общего производства в хозяйствах всех категорий
  Источник: составлено В.Н. Поповой, В.Н. Живаловым на основе данных Росстата [13].

Fig. 3. The structure of production of basic livestock products by farm category, % of total production in farms of all categories
  Source: compiled by V.N. Popova, V.N. Zhivalov based on Federal State Statistics Service13.

По данным Росстата, потребление основных продуктов питания по РФ (кг на душу населения) в 2023 г.:

– наибольший показатель был в части потребления яиц — 290 шт. на душу населения, а также молочных продуктов — 247 кг [14];

– рост наблюдался в отношении потребления картофеля, фруктов и ягод, а также мяса;

– в части рыбной продукции, также, как и растительного масла, хотя и зафиксирован наименьший показатель — 22,6 и 13,8 кг соответственно, по данным категориям наблюдался рост с 2021 г. — на 7,6 и 2,2 % соответственно [15].

С точки зрения установленных Минздравом России оптимальных норм потребления пищевых продуктов, удовлетворяющих текущие требования здорового питания, достаточно благоприятная ситуация сложилась в части потребления картофеля, мясных продуктов и яиц, в то время как дефицит наблюдается в отношении фруктов и ягод, овощей и молока [16]. При этом необходимо отметить, что согласно проведенным исследованиям, с 2006 по 2021 г. рацион населения РФ претерпел изменения в лучшую сторону — это касается как количественных, так и качественных характеристик, которые означают увеличение в рационе продуктов животного происхождения и снижение объемов потребления растительных жиров [2].

По оценкам оперативной отчетности, по организациям розничной торговли, не относящимся к субъектам малого бизнеса, на 1 марта 2025 г. наибольший показатель в части объемов запасов был зафиксирован в отношении муки [17] (120 %, рост составил 14 % по сравнению с февралем 2025 г.), также в отношении растительных масел и круп (табл. 3, 4).

 Таблица 3
Динамика потребления основных продуктов питания по РФ,  кг на душу населения в год, и сравнение с рекомендуемыми рациональными нормами потребления Минздрава России

Наименование продукта

2021

2022

2023

Рекомендации Минздрава России  по потреблению пищевых продуктов  (пр. от 19 августа 2016 г.), кг/год/чел.

Картофель

83

84

86

90

Овощи и продовольственные бахчевые культуры

103

104

105

140

Фрукты и ягоды

62

63

66

100

Мясо и мясопродукты

77

78

80

73

Молоко и молочные продукты

239

241

247

325

Яйца и яйцепродукты (штук)

279

288

290

260

Рыба и рыбопродукты  в живом весе

21

19,2

22,6

22

Сахар

38

39

39

8

Масло растительное

13,5

13,8

13,8

12

Хлеб и макаронные изделия

113

113

112

96

  Источник: составлено В.Н. Поповой, В.Н. Живаловым на основе Росстата [18].

Table 3
The dynamics of consumption of basic foodstuffs in the Russian Federation,  per capita per year, kg, and comparison with the recommended rational consumption standards of the Ministry of Health of the Russian Federation

Products

2021

2022

2023

Recommendations by Ministry of Health about food consumption (dated from 19th August 2016), kg/year/person

Potatoes

83

84

86

90

Vegetables

103

104

105

140

Fruits and berries

62

63

66

100

Meat

77

78

80

73

Milk and milk products

239

241

247

325

Eggs

279

288

290

260

Fish in live weight

21

19.2

22.6

22

Sugar

38

39

39

8

Vegetable oil

13.5

13.8

13.8

12

Bread and spaghetti

113

113

112

96

  Source: compiled by V.N. Popova, V.N. Zhivalov based on Federal State Statistics Service18.

Таблица 4
Потребление основных продуктов питания на душу населения в год, % к предыдущему месяцу, в сопоставимых ценах 2025 г.

Продукт

На 1 февраля

На 1 марта

Мясо животных

90,6

100,5

Мясо домашней птицы

106,8

104,7

Животные масла и жиры

87,5

103,9

Растительные масла

105,7

106,2

Сыры жирные

93,8

98,7

Молоко питьевое

107,0

100,0

Яйца

110,5

103,6

Сахар

103,1

101,8

Мука

105,0

120,5

Крупа

96,4

104,2

Макаронные изделия

100,5

103,6

Свежий картофель

107,6

103,3

Свежие овощи

98,9

101,8

Свежие фрукты

84,8

95,4

  Источник: составлено В.Н. Поповой, В.Н. Живаловым на основе данных Росстата[19].

Table 4
Consumption of basic foodstuffs per capita per year, % to the previous month,  in comparable prices of 2025

Product

dated from 1st February

dated from 1st March

Meat of cattle

90.6

100.5

Meat of poultry

106.8

104.7

Animal oil

87.5

103.9

Vegetable oil

105.7

106.2

Cheese

93.8

98.7

Milk

107.0

100.0

Eggs

110.5

103.6

Sugar

103.1

101.8

Flour

105.0

120.5

Cereal

96.4

104.2

Spaghetti

100.5

103.6

Potatoes

107.6

103.3

Vegetables

98.9

101.8

Fruits

84.8

95.4

 Source: compiled by V.N. Popova, V.N. Zhivalov based on Federal State Statistics Service19.

В Доктрине продовольственной безопасности РФ от 2020 г. подчеркивается, что ключевыми факторами обеспечения ПБ являются такие элементы, как «…автономность в сфере продовольствия, которая определяется как уровень самообеспечения, рассчитываемый как отношение объема производства продукции к объему внутреннего потребления, а также гарантированная физическая и экономическая доступность пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям…» [3] [20], 21.

На фоне расширения экспортных возможностей приоритетной задачей видится достижения всесторонней самообеспеченности страны продуктами питания, в отношении которых установлены пороговые значения в диапазоне 60…95 %, в частности: по зерну — не менее 95, сахару — 90, растительному маслу — 90, мясу — 85, молоку — 90, рыбе — 85, картофелю — 95 %. [4, 5].

Ниже приведены показатели по обеспеченности в России основными видами продовольствия за последние годы (рис. 4) и данные, характеризующие обеспеченность в разрезе федеральных округов РФ (табл. 5). Согласно графику (рис. 4), начиная с 2022 г., вопреки введению масштабных внешних ограничений по большинству видов продовольствия РФ, уровень обеспеченности был почти 100 % (зерновые культуры, мясная и рыбная продукция) [22]. Среди федеральных округов РФ, лидирующих по уровню самообеспеченности зерном с индикатором более 100 %, можно выделить Южный, Северо-Кавказский, Приволжский и Центральный, по мясу — Центральный и Северо-Кавказский, молоку — Приволжский и Северо-Кавказский и др. Однако, не во всех регионах можно наблюдать положительную динамику. Так, самый низкий уровень самообеспеченности по продуктам питания, в т. ч. по фруктам, наблюдается в Дальневосточном федеральном округе. Здесь пороговое значение по данной категории составляет 7 %, сложившаяся ситуация обусловлена логистическими сложностями, климатическими особенностями региона, а также низкой плотностью населения, которое ограничено в доступе к широкому ассортименту продуктов [23] [6, 7].

Рис. 4. Уровень самообеспечения основными продуктами питания в Российской Федерации, 2019–2023 гг., %
  Источник: составлено В.Н. Поповой, В.Н. Живаловым на основе данных Росстата [24].

Fig. 4. The level of self-sufficiency in basic foodstuffs in the Russian Federation, 2019–2023, %
  Source: compiled by V.N. Popova, V.N. Zhivalov based on Federal State Statistics Service24.

Таблица 5Уровень самообеспечени
я основными продуктами питания  по федеральным округам Российской Федерации в 2023 г., %

Федеральные округа РФ

Зерно

Мясо

Молоко

Яйца

Картофель

Бахчевые  культуры

Фрукты

Центральный

141,1

136

69

82

122,7

57,8

28,4

Северо-Западный

38,5

66,9

53

103

74,3

35,8

17,8

Южный

394,2

80,8

97

87

96,7

184,9

67,7

Северо-Кавказский

275,7

110

107

61

83,1

129,7

127,8

Приволжский

147,0

113

114

126

98,7

94,4

30,1

Уральский

105,4

77,9

72

118

98,1

43,9

15,7

Сибирский

131,8

81,2

95

128

95

52,1

14,7

Дальневосточный

128,6

41,1

53

59

79

37,8

7

Источник: составлено В.Н. Поповой, В.Н. Живаловым на основе данных Росстата [25].

Table 5The
level of self-sufficiency in basic food products by federal districts  of the Russian Federation in 2023, %

Federal Districts  of the Russian Federation

Grain

Meat

Milk

Eggs

Potatoes

Melon crops

Fruit

Central

141.1

136

69

82

122.7

57.8

28.4

North West

38.5

66.9

53

103

74.3

35.8

17.8

South

394.2

80.8

97

87

96.7

184.9

67.7

North Caucasian

275.7

110

107

61

83.1

129.7

127.8

Privolzhsky

147.0

113

114

126

98.7

94.4

30.1

Ural

105.4

77.9

72

118

98.1

43.9

15.7

Siberian

131.8

81.2

95

128

95

52.1

14.7

Far East

128.6

41.1

53

59

79

37.8

7

 Source: compiled by V.N. Popova, V.N. Zhivalov based on Federal State Statistics Service25.

Текущая политика по поддержке российских аграриев  на внешнем рынке

Необходимо отметить, что в рамках политики импортозамещения в агросекторе и снижения зависимости от зарубежных средств производства государство с 2014 г. активно поддерживает российские компании как предоставлением субсидий по постановлению № 1432 [26], так и обеспечением доступа к участию в льготных программах «Росагролизинга». С 2025 г. программа № 1432 работает по новым критериям: так, скидка на узкоспециализированные виды техники выросла до 50 %, на прицепную и навесную технику — до 16,5 % [27]; самоходная техника будет предоставляться работникам занятым в сельском хозяйстве с льготой 10 %, оборудование для хранения и переработки зерна — со скидкой 12,5 %. Ранее скидки по программе № 1432 варьировалась в диапазоне 10…15 % в зависимости от региона, не было деления на виды техники.

Кроме того, с 2019 г. государство принимает активное участие в поддержке агрохолдингов на внешних рынках, компенсируя затраты в рамках сертификации продукции сельского хозяйства. Данная поддержка включает компенсацию расходов в части таких элементов, как проведение специализированной экспертизы, оценки соответствия продукции АПК требованиям внешних рынков и др. [8].

В рамках приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 10 июня 2022 г. № 357 в список продукции АПК, по которым предоставляется компенсация затрат, входят в т. ч. продукты животного происхождения (ТН ВЭД 0501–0511), живые деревья и другие растения (ТН ВЭД 0601–0604), овощи и корнеплоды (ТН ВЭД 0701-0714) и др.

Также в рамках достижения технологической независимости РФ приобретает особую важность развитие российской селекционной базы с целью получения собственных сортов и гибридов, необходимых для повышения уровня урожайности и развития животноводства. С 2021–2022 гг., когда стали запускаться заводы по производству российского материала и на базе Минсельхоза был создан отдел по селекции и семеноводству, российский рынок в этом сегменте стал активно развиваться. Так, к примеру, ведутся исследования новых российских гибридов подсолнечника; в Сибири с 2017 г. действует селекционно-генетический центр «Союзсемсвекла», где разработан полный производственный цикл для получения новых гибридов сахарной свеклы [28].

Среди известных российских предприятий, занимающихся селекцией в части семян овощей закрытого грунта, — компания «Гавриш» [29], основанная в 1993 г. и за более 20 лет превратившаяся в многопрофильную организацию с модернизированной технической базой. Селекционное направление в РФ реализуется государственными научными учреждениями.

Известно, что до 1990‑х гг. селекционно-семеноводческая деятельность велась в условиях централизованно-плановой системы экономики. Начиная с 1991 г., при переходе к рыночной экономике, в растениеводческой отрасли произошли глубокие структурные трансформации [9, 10]. Изменилась структура посевных площадей, следствием чего стал рост доли культур с высоким рыночным и экспортным потенциалом (пшеница и масличные культуры), в результате засухи (1998, 2009 и 2010 гг.) и развития опасных вредителей и болезней усилились риски природно-климатического и фитосанитарного характера, связанные с производством растениеводческой продукции. Серьезно устарела не только материально-техническая, но и технологическая селекционная база семеноводства, возникли серьезные проблемы с кадрами, особенно в сфере научного и селекционного обеспечения данной отрасли [30].

Стратегические приоритеты развития в сфере продовольствия

В РФ разработан и действует целый ряд нормативных документов, определяющих ключевые направления в сфере АПК и способы их реализации. Среди них можно выделить программы по развитию сельской местности, рыбохозяйственного сектора, внедрению технологических решений и цифровизации в АПК и др . 31

В качестве стратегических документов, которые фиксируют цели и задачи по достижению продовольственной безопасности в стране в долгосрочной перспективе, отметим:

1) Доктрину продовольственной безопасности от 2020 г. В марте 2025 г. в нее были внесены изменения, связанные с обеспечением глобальной ПБ. Стратегическая цель нового раздела документа — поддержание стабильности мировых продовольственных рынков на разных уровнях, в первую очередь через сотрудничество с государствами, которые проводят конструктивную политику в отношении Российской Федерации; [32]

2)  Единый план по достижению национальных целей развития до 2030 г., принятый в январе 2025 г.[33]

Единый план содержит приоритетные направления, а также характеризующие их количественные показатели. Особое внимание уделяется вопросу всестороннего обеспечения ПБ Российской Федерации на фоне реализации задачи по наращиванию экспорта. Ожидается, что к 2030 г. объем экспорта продукции АПК к показателю 2021 г. (в номинальных ценах) превысит 50 млрд долл. США, в 2025 г. этот показатель достигнет 37,8 млрд долл. США [34]. В качестве ключевых факторов расширения экспортного потенциала можно назвать:

  • реализацию мер поддержки экспортеров продукции АПК на каждом этапе жизненного цикла проекта;
  • повышение конкурентоспособности российской продукции за счет предоставления инструментов льготного кредитования;
  • переориентацию поставок на рынки дружественных стран путем проведения деловых мероприятий,
  • увеличение объемов экспорта продукции АПК с более высокой добавленной стоимостью и др.

С точки зрения обеспечения технологической обеспеченности АПК актуальна проблема развития российского рынка ветеринарных препаратов. Несмотря на наращивание собственного производства, остается острым вопрос нехватки на рынке необходимого количества востребованных и эффективных вакцин, дефицит которых ранее реализовывался за счет импортных поставок. По оценкам, в 2022 г. было импортировано более 20 млрд доз вакцин для птицеводства от таких компаний, как Phibro/Abic (США), BoehringerIngelheim (Германия), Elanco (США), Hipra (Испания), Ceva (Франция) и др .[35]

В 2023 г. российские производители внедрили 19,3 млрд доз ветеринарных вакцин, что на 3 млрд доз больше по сравнению с 2023 г., однако основная проблема заключается в том, что не всегда производимые отечественные препараты соответствуют требуемым параметрам вакцинации, что может впоследствии негативно повлиять на производство в мясной отрасли [10].

Особую актуальность приобретает проблема применения антимикробных препаратов в ветеринарии на фоне интенсивного развития животноводства и птицеводства, а также увеличения численности поголовья. Несмотря на активное применение в ветеринарии профилактики болезней различного происхождения, в настоящий момент не решена проблема высокой доли гибели молодняка сельскохозяйственных животных и птицы [11].

3)  Стратегия АПК и рыбохозяйственного комплекса до 2030 г.[36]

Прогноз развития АПК и рыбохозяйственного комплексов разработан с учетом необходимости ускоренного решения задач по достижению ПБ (в т. ч. на основе импортозамещения по широкому спектру продуктов и технологий), сохранению социальной стабильности в условиях санкций. Прогноз развития АПК и рыбохозяйственной сферы выполнен в двух вариантах (табл. 6). Целевой вариант разработан с учетом сохранения среднегодовых темпов роста объемов производства продукции АПК на уровне не менее 3 % начиная с 2023 г. Базовый вариант предусматривает реализацию государственных программ Минсельхоза России при условии текущего уровня финансирования.

Таблица 6
Примеры целевых показателей развития отрасли на период 2025 и 2030 гг.

Показатель

Вариант

2025

2030

Экспорт продукции АПК, млрд долл. США

Целевой

32

47,1

Базовый

31,5

41

Валовая добавленная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве, млрд р.

целевой

5342

6551,9

Базовый

4179,9

4885,2

Площадь вовлеченных в оборот земель сельскохозяйственного назначения, тыс. га

Целевой

5447,5

13234,8

Базовый

2231,3

5077,3

Доля сельского населения в общей численности населения Российской Федерации, %

Базовый

25

25

Целевой

24,5

23,6

Объем производства продукции товарной аквакультуры, включая посадочный материал, тыс. т

Целевой

420

618

Базовый

420

618

Источник: составлено В.Н. Поповой, В.Н. Живаловым на основе Стратегии АПК и рыбохозяйственного комплекса до 2030 г.[37]

Table 6
Examples of industry development targets for the period 2025 and 2030

Indicator

Variant

2025

2030

Export of agricultural products, $ bln.

Target

32

47.1

Basic

31.5

41

Value added cost, created in agriculture, bln. rub.

Target

5342

6551.9

Basic

4179.9

4885.2

Area of rural land, thd. ha

Target

5447.5

13234.8

Basic

2231.3

5077.3

Share of rural population in total number of Russian population, %

Basic

25

25

Target

24.5

23.6

Volume of commercial aquaculture planting material, thd. ton

Target

420

618

Basic

420

618

Source: compiled by V.N. Popova, V.N. Zhivalov based on Federal State Statistics Service37.

Заключение

Вопрос обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации решается достаточно комплексно и системно. На фоне задачи по диверсификации экспортных потоков приоритетным направлением остается всесторонняя обеспеченность населения продуктами питания, уровень которой в последние годы был устойчиво положительным. Эта тенденция обусловлена активной поддержкой со стороны государства в рамках политики импортозамещения по таким вопросам, как развитие российской селекционной базы, достижение технологической независимости по линии разработки российских ветеринарных препаратов, сельхоз техники и др. Чтобы добиться желаемых результатов на оптимальном уровне, нужно и дальше поддерживать рост российских технологий в производстве продуктов питания, сырья и компонентов для них, а также оборудования для сельского хозяйства, рыболовства и пищевой промышленности, кроме того, представляется целесообразным расширять рынки сбыта российской сельскохозяйственной продукции путем диверсификации экспортных потоков за счет повышения ее качества и конкурентоспособности, но при этом соблюдать баланс в части обеспечения населения необходимыми продуктами питания.

 

1 UN. The sustainable development goals report 2022. Режим доступа: https://unstats.un.org/sdgs/report/2022/ (дата обращения: 26.05.2025).

2 FAO, IFAD, UNICEF and WHO. 2023. The State of food security and nutrition in the world 2023. Urbanization, agrifiid systems transformation and healthy diets across the rural-urban continuum. Rome, FAO. https://doi.org/10.4060/cc3017en (дата обращения: 27.05.2025).

3 Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425/ (дата обращения: 19.04.2025).

4 Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy?print=1 (дата обращения: 10.04.2025).

5 Там же.

6 Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy (дата обращения: 18.04.2025).

7 Там же.

8 Там же.

9 Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy?print=1 (дата обращения: 10.04.2025).

10 Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy?print=1 (дата обращения: 10.04.2025).

11 Там же.

12 Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy?print=1 (дата обращения: 10.04.2025).

13 Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy?print=1 (дата обращения: 10.04.2025).

14 Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy (дата обращения: 16.04.2025).

15 Животноводство РФ // Влияние санкций на сельское хозяйство. Режим доступа: http://zzr.ru/article/vliyanie-sankciy-na-selskoe-khozyaystvo (дата обращения: 07.06.2025).

16 Приказ Минздрава России от 19 августа 2016 г. № 614 «Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71385784/#1000 (дата обращения: 10.04.2025).

17 Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Цели устойчивого развития в РФ. Режим доступа: http://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/RUS_SDG_in_Russia_2024.pdf (дата обращения: 18.04.2025).

18 Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy (дата обращения: 10.04.2025).

19 Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/enterprise_ economy (дата обращения: 10.04.2025).

20 Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425/ (дата обращения: 19.04.2025).

21 Минькач Т.В. Основы селекции и семеноводства : практикум для обучающихся по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия / Дальневост. гос. аграр. ун-т, ФАЭ. Благовещенск : Изд-во Дальневосточного ГАУ, 2020. 101 с.

22 Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy?print=1 (дата обращения: 14.04.2025).

23 Шалимов А.  Дальневосточники жалуются на ассортиментный дефицит. Режим доступа: https://www.ng.ru/kartblansh/2023–09–18/3_8829_kb.html (дата обращения: 05.06.2025).

24 Там же.

25 Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy?print=1 (дата обращения 12.04.2025).

26 Сельскохозяйственная техника, господдержка и кредитование // Минсельхоз России. Режим доступа: https://specagro.ru/news/202502/minpromtorg-uvelichil-skidki-na-selkhoztekhniku-po-programme‑1432 (дата обращения: 06.04.2025).

27 См. там же.

28 Отечественных семян посевной будет больше, чем годом ранее // Агроинвестор. Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/markets/news/43580‑otechestvennykh-semyan-dlya-posevnoy-budet-bolshe-chem-godom-ranee/ (дата обращения: 16.04.2025).

29 «Гавриш». Режим доступа: https://gavrishprof.ru/info/about (дата обращения: 09.04.2025).

30 Развитие селекции и семеноводства в РФ // Аналитические управления Аппарата СФ. Режим доступа: razvytye-selekcyy-y-semenovodstva-v-rf.-sf‑14.03.2019 (1).pdf (дата обращения: 08.06.2025).

31 Государственные программы // Минсельхоз России. Режим доступа: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/programs/ (дата обращения: 09.04.2025).

32 Президент Российской Федерации В. Путин внес изменения в Доктрину продовольственной безопасности // Агроинвестор. Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/markets/news/43873‑prezident-vladimir-putin-vnes-izmeneniya-v-doktrinu-prodovolstvennoy-bezopasnosti/ (дата обращения: 09.04.2025)

33 Михаил Мишустин утвердил единый план по достижению национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036 г. // Правительство Российской Федерации. Режим доступа: http://government.ru/docs/53927/ (дата обращения: 16.04.2025).

34 Михаил Мишустин утвердил единый план по достижению национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036 г. // Правительство Российской Федерации. Режим доступа: http://government.ru/docs/53927/ (дата обращения: 16.04.2025).

35 Белая А. Птичка на игле: российские аграрии боятся остаться без импортных ветеринарных вакцин. Режим доступа: https://www.forbes.ru/prodovolstvennaya-bezopasnost/513539‑pticka-na-igle-rossijskie-agrarii-boatsa-ostat-sa-bez-importnyh-veterinarnyh-vakcin?ysclid=m7ue619qh2673184343 (дата обращения: 16.04.2025).

36 Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. № 2567‑р. (в редакции распоряжений Правительства РФ от 23.11.2023 № 3309‑р и от 07.02.2025 № 253‑р). Режим доступа: http://government.ru/docs/all/143037/ (дата обращения: 13.04.2025).

37 Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. № 2567‑р. (в редакции распоряжений Правительства РФ от 23.11.2023 № 3309‑р и от 07.02.2025 № 253‑р). Режим доступа: http://government.ru/docs/all/143037/ (дата обращения: 13.04.2025).

×

About the authors

Veronika N. Popova

Russian Foreign Trade Academy of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation

Author for correspondence.
Email: ajavrik89@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7931-850X
SPIN-code: 8609-0512

Research Associate, Institute of International Economics and Finance

6A Vorobyovskoye highway, Moscow, 119285, Russian Federation

Vladimir N. Zhivalov

Russian Foreign Trade Academy of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation

Email: zhivalovvn@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6827-5754
SPIN-code: 4312-4698

Doctor of Economics, Chief Scientific Associate, Center for Socio-Political Research, Institute for Development of Integration Processes

6A Vorobyovskoye highway, Moscow, 119285, Russian Federation

References

  1. Koshmanov DS, Pavlova AI, Pavlov IN. Trends in development of vegetable farming in Russia. Moscow Economic Journal. 2021;(10). (In Russ.). doi: 10.24411/2413-046X-2021-10638 EDN: MSDYWY
  2. Elagina AS. Dynamics of food products consumption in the Russian Federation. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 2023;13(1–2):305–312 (In Russ.). doi: 10.34670/AR.2023.53.94.001 EDN: NCRZHV
  3. Tazhibaeva RM, Kaltaeva SA. Mechanisms of agricultural sector exports support in EEU. 2017;(7–1):62–64. Young Scientist. (In Russ.). EDN: XVLFHH
  4. Gradusova VN, Lipatova LN. Capacity of the region in enhance economic security in the provision of food. Administrative Consulting. 2019;(11):76–91. (In Russ.). doi: 10.22394/1726-1139-2019-11-76-91 EDN: SXJCPU
  5. Filonova ТN. Macroeconomic aspects of food security risks. Central Russian Journal of Social Sciences. 2018;13(5):215–227 (In Russ.). doi: 10.22394/2071-2367-2018-13-5-215-227 EDN: VPJNSS
  6. Aleksandrova MB. Grain crop production as guaranty of food safety of China. 2022;(6):70–87. Far Eastern Studies. (In Russ.). doi: 10.31857/S013128120023241-6 EDN: NYVHVR
  7. Tarhanova ZE. Food security of the state: content, significance, threats to food security. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2024;6(10): 84–90. (In Russ.). doi: 10.36871/ek.up. p. r.2024.10.06.010 EDN: BIFRYN
  8. Moor ТА, Makarova ОV. Food security as a factor of national food security. Evraziiskii nauchnyi zhurnal. 2021;(5):24–31. (In Russ.).
  9. Melikhov VU, Rudakov EV. Food security in the system of national security. Scientific Notes of the Moscow State Social University. 2011;(4):10–13. (In Russ.). EDN: OIKCFF
  10. Poleshuk UV. Food and security. Russian Peasant Studies. 2023;8(3):196–199. (In Russ.). doi: 10.22394/2500-1809-2023-8-3-196-199 EDN: TNPOEB
  11. Orlova DA, Kalyuzhnaya TV. Ensuring food safety in use antimicrobial veterinary drugs in agriculture. Pharmacy Formulas. 2022;4(2):51–58. (In Russ.). doi: 10.17816/phf110798 EDN: OTIYTU

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Agricultural production volumes in farms of all categories
Source: compiled by V.N. Popova, V.N. Zhivalov based on Federal State Statistics Service5.

Download (49KB)
3. Fig. 2. Dynamics of changes in the agricultural production index, %
Source: compiled by V.N. Popova, V.N. Zhivalov based on Federal State Statistics Service9.

Download (36KB)
4. Fig. 3. The structure of production of basic livestock products by farm category, % of total production in farms of all categories
Source: compiled by V.N. Popova, V.N. Zhivalov based on Federal State Statistics Service13.

Download (113KB)
5. Fig. 4. The level of self-sufficiency in basic foodstuffs in the Russian Federation, 2019–2023, %
Source: compiled by V.N. Popova, V.N. Zhivalov based on Federal State Statistics Service24.

Download (78KB)

Copyright (c) 2025 Popova V.N., Zhivalov V.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.